Журналистика. Школа практической журналистики - СЕТИ РУ/ eng cety.ru
Как стать  журналистом. Как правильно писать  репортаж, интервью, рецензию, статью, очерк, отчет, заметку, пресс-релиз...
Тренинги,  мастер-классы, практика и работа в СМИ.  Мы боремся за красоту и чистоту русского  языка!
Подробности по тел. 8-915-483-99-60
e-mail: info@cety.ru
 

Интернет-газета СЕТИ.RU   стр. 9    стр. 1, 2, 3, 4,  5, 6,  7,  8

наши корреспонденты приняли участие
 в проекте
народный артист

Владимир Девятов - торжество таланта

Дмитрий Вдовин: У нас от природы поющий народ

Ким Брейтбург:  все его творчество связано с Россией

 Георгий Гаранян: Главное его отличие –  настоящий голос

Марина Девятова - Семейная традиция или зов души?

Дмитрий Вдовин: 

У нас от природы поющий народ

Кор.:  Вы опытный преподаватель и не всех берете в ученики. За что, за какие таланты взяли Девятова, ведь известно: когда он у вас переучивался из народников в академисты,  ему было уже 42 года.

Вдовин Дмитрий Юрьевич: Я не знал его как певца до того как он ко мне пришел. И когда я услышал его первый раз в классе,  я был под огромным впечатлением. У него потрясающий голос, необыкновенной силы и яркости. Но самое главное, почему я стал с ним заниматься и тружусь до сих пор, он потрясающий человек, что в артистической среде встречается крайне редко. У меня было с ним много разных творческих дел, проектов, концертов и этот человек меня никогда не подводил. Никогда! Это настоящий русский мужик на него всегда можно опереться.

Кор.: В чем специфика переучивания? Сложно ли было переделывать опытного исполнителя народных песен в академического оперного певца?

–  Специфика большая, и  разница  большая. Это связано и с техническими вещами – техникой пения,  с менталитетом в целом. Нужно иметь другие уши, вкус, другое знание музыки. Это не просто, но у Владимира это все удивительным образом сочеталось. Но самое главное –  у него огромная любовь к пению, за что я очень его люблю, и работал с ним всегда с удовольствием. Это большая редкость. Становится все больше артистов, которые выходят на сцену только ради денег. У Володи этого не было. Я уверен, что он неплохо зарабатывает, я надеюсь на это. Но главная причина в том, что он очень любит петь. И он готов петь всегда.  Когда у него просто хорошее настроение, он может встать и издать какую-нибудь потрясающую ноту. Находится ли он в компании, в офисе, неважно, он открывает рот и из него идет потрясающий голос. 

Кор.: В чем разница русской народной школы и академической, дайте, пожалуйста, методическо-ученические разъяснения

–  Русское народное пение это пение более открытое. Гласные более открытые. Из-за этого звук получается яркий заливистый, но не такой вьющийся и полетный, как в опере. Оперный певцы озвучивают огромные залы, перекрывая оркестр и хор. У них есть округлость и пронзительность в голосе, которая особо видна в маленьком классе. Народное пение скорее камерное, не для огромных пространств. Его открытость и отсутствие в голосе вибрации создает более прямой звук. Оперный певец звук округляет, в голосе больше резонанса.
 К тому же присутствует чисто национальный момент. В русском народном пении особый репертуар, от которого зависит и техника исполнения. Зачастую используется специфический диалект, русский язык в старых народных песнях совсем не такой на котором мы сейчас разговариваем. Большая разница. И нужно иметь очень хороший слух, чтобы уметь это красиво исполнить. Перестраиваться с народного на академическое пение очень сложно – это две разные школы.

Кор.: Помогла или помешала Владимиру Девятову народная школа в процессе обучения?

–  Не думаю, что она ему помешала. Когда я с ним занимался оперой, романсами, неаполитанскими песнями я не слышал никакого признака народного певца. У него были только проблемы, присущие всем оперным певцам: организация певческого дыхания, чистота голоса, тона. Я никогда не слышал у него народных звуков. Я даже думаю, что это неправильно, что его использовали исключительно как оперного певца. Если бы произошло слияние оперного и народного пения, у него были бы сейчас партии, которые он мог бы исполнить лучше всех, кого я сейчас знаю.  У него было специфическое звучание голоса и темперамент, которые идеально бы подходили этим партиям. Наверное, это было связано с тем, что он слишком поздно обратился к опере, и не сконцентрировался на этом. Может быть, если бы он продолжал  петь в опере, он бы достиг совершенства и в оперном пении. Он у нас в искусстве, как Леонардо Да Винчи: и жрец, и швец, и герц.

Кор.:. Были еще подобные случаи в вашей практике?

–  На столь высоком уровне нет. Были молодые ребята, которые метались между академическим и эстрадным пением. Например, у меня был такой ученик Витя Билан. Но это касалось только молодых. А людей с регалиями, с карьерой экспериментирующих, я не припомню. 

Кор.: Объясните отличие русской теноровой школы от западно-европейской. В чем изюминка, уникальность русской школы?

–  Я считаю, что есть отличие между хорошей и плохой школой. Но конечно национальные черты присутствуют. Изюминка нашей школы в том, что у русских природные данные лучше: большие, громкие голоса, что отличает нас от других национальностей. Так же есть отличия связанные с антропологией нашей нации: другой язык, строение лица, зубов, челюсти (все что поет). Итальянские голоса более светлые, яркие. У американцев и англосаксов тоже другое звуковое изречение и к ним надо по-другому подходить. 
Заслуга нашей школы в том, что у нас потрясающая природа голосов. У нас от природы поющий народ. Я преподаю в Москве и в США, и  очень резко слышу разницу голосов. Это наша сильная сторона.  Слабая сторона нашей страны –  низкий уровень вокальной техники и низкая культура людей. Опера это квинтэссенция  всех искусств. Это синтетическое искусство, включающее знание языков, стилей, литературы, живописи, я уж не говорю о знание музыки театра. К сожалению, мы берем сейчас пение силой, бог дал нам большие голоса. И как говорится - сила есть ума не надо! Так же не все понимают, что чтобы сделать сейчас мировую карьеру, нужно иметь мировые мозги, мировой компьютер в голове… Но, повторю, по большей части, народ у нас талантливый и Володя идеальный тому пример.

Кор.: Как вы оцениваете Владимира Девятова в качестве исполнителя (артиста) в Новой опере?

–  Я сожалею, что он мало выходит на оперную сцену. Он и по актерским данным и красотой голоса незаурядный певец, а поет мало. Видимо, на то есть объективные обстоятельства. 

Кор.: Вы слышали многие партии в его исполнении, что наиболее удалось? Где наиболее ярко ему удалось раскрыть образ героя?

–  Я считаю, что он был идеальный Шуйский. В опере «Борис Годунов» это партия считается второй, на самом деле, она сродни первой, архиважная и большая. Эта партия требует большого яркого голоса; сильного цельного цепкого характера; актерского темперамента.  . Больше того, она требует мудрости и в театральном и в музыкальном  понимании. Все что у Володи есть.  Лучше него эту партию никто бы не спел. 

Кор.: В чем  уникальность Владимира Девятова, его голоса, тембра?

–  У него есть русская соловьиная заливистость, при его крупном голосе. И заразительность –  очень редкая национальная черта нашего пения. 

 Кор.:  Каким вам кажется эмоциональный уровень его исполнения?

–  Бешеный темперамент. Во время нашей совместной работы, когда он пел, меня просто сдувало. Приходилось говорить, Володя, так нельзя, дай публике передохнуть немножко перед второй партией. Он и в жизни такой, не делать что-то в полсилы, в  полнакала. Не может сидеть на месте. 

Кор.: Что вы хотите пожелать Владимиру в его дальнейшей творческой  жизни

–  У него столько всего хорошего есть, что очень трудно что-то желать. Мне очень нравится, как поет его дочь. Очень чисто, она профессионал. Я хочу ему пожелать, чтобы со временем, у него были талантливые ученики или последователи. Чтобы Девятовские  опыт, мастерство, темперамент, традиции – жили вечно. 
Дарья Жигалина, кор. СЕТИ РУ


Георгий Гаранян: Главное его отличие –  настоящий голос

- Как давно вы знакомы с Владимиром Девятовым?
- Владимира Девятова, как исполнителя русских народных песен, я знал давно, и был очень поражен, когда он предложил мне поработать над классическим репертуаром. Но оказалось, у Володи уже был опыт работы в данной области: он выступал в театре Колобова с сольными оперными партиями. Так что почва для сотрудничества была благоприятная.
- Как складывался ваш творческий союз?
- Наш творческий союз длился на протяжении записи одной пластинки из 12-13 песен. Правда, диск не вышел по каким-то объективным причинам…Но замечу: репертуар и исполнение были превосходные.
- Какое впечатление произвело на вас исполнение Владимиром Девятовым песен в вашей оркестровке?
- Это песни очень широкого содержания: от «Подмосковных вечеров» до «Неаполитанского романса». Володя с ними очень хорошо справился. 
- Понятно, что истоки исполнительского мастерства Девятова лежат в русской песне. Какие вы заметили особенности в исполнении Владимиром Девятовым «неаполитанских песен»?
- У Володи сильный голос, позволяющий профессионально исполнять практически любой классический репертуар. У него все звучит красиво и выразительно. Поэтому я с удовольствием работал с ним в жанре классической музыки. 
- А в чем особенности его исполнения советских классических песен?
- Конкретных особенностей я не заметил. Он придерживался традиционной манеры исполнения. Главное его отличие от многих других – это настоящий голос, не требующий «свирепого» супернавороченного  микрофона и дополнительных усилений. Володе голос дан  природой. Это и есть его особенность.
- Вы и ваш прославленный оркестр «Мелодия» часто экспериментируете в музыке. Была ли попытка соединить джаз и народное исполнение?
- Намерения соединить джаз с русской народной песней у нас не было. Правда, была задумка сделать что-то на грани классической музыки и джаза. И, по-моему, у нашего эстрадно-симфонического оркестра это получилось.
- Как вы оцениваете творческий темперамент народного артиста Девятова? 
- В песенной среде такое понятие как творческий темперамент звучит не очень серьезно. Володя взрослый и трезвый человек. Он делает все очень крепко и профессионально. 
- Есть ли будущее у жанра народная и классическая песня в джазовой оркестровке? Или у этого жанра своя специфика?
-Я не считаю этот жанр каким-то открытием. Сам я в нем никогда не работал. Когда начинал свою карьеру как джазовый музыкант, хотелось, чтобы все джазовые оркестровки были свои, советские, без оглядки на Запад  и его традиции… Тогда мы играли очень многие популярные советские мелодии в джазовой обработке. Звучало оригинально.  Но потом перестали этим заниматься, так как будущего у этого жанра никто не видел. Ведь у  джаза своя литература, так же как и своя литература у русской песни. 
- В чем уникальность голоса и тембра Владимира Девятова?
- У Владимира очень хороший голос и очень хороший тембр. А вот разобраться в деталях,  чем он отличается от других, я просто не в состоянии. Это не мое амплуа. 
-Как вы считаете, будет ли развиваться народная песня на эстраде?
- Народная песня – это сокровищница русской культуры. Развиваться она будет всегда. А вот на эстраде?.. Все зависит от того, кому эта песня попадет в руки. Если заинтересуется талантливый человек, то возможны неожиданные варианты. Сейчас существуют современные обработки русских песен в стиле рок, панк. Может быть, такое исполнение не многого стоит, но имеет полное право на существование. 
- Ваш совет: куда следует направить творческий поиск, на чем сосредоточиться, чтобы талант народного исполнителя раскрылся максимально?
- Куда направить свой поиск, зависит от конкретного исполнителя. Но всегда надо подчеркивать свою особенность и характерность: у одного исполнителя сильна ритмическая сторона, у другого – выразительность голоса, как у Девятова, например. Каждый исполнитель знает свои возможности. Все зависит от человека, который будет заниматься воплощением нового образа русских песен на эстраде. Именно с этой точки зрения его и оценит публика.
- Обобщите, пожалуйста, в чем формула успеха Владимира Девятова? 
- Думаю, это совокупность нескольких компонентов: замечательный голос, умение работать в разных жанрах, молодость, обаяние, очень мягкий характер. Володя очень опытный исполнитель, на котором может держаться целый концерт. 

Наталья БАБИНА
Наталья ГЛУМНУШИНА
 

 

Композитор  Ким Брейтбург:
о секретах  Владимира Девятова

- Когда состоялось ваше знакомство с Владимиром Девятовым? И первое впечатление о его исполнении народных песен?
- Я с Володей познакомился примерно года два назад через представителя звукозаписывающей компании, которая в то время занималась изданием его диска. Мне принесли демо-записи, а позже ко мне на встречу пришел и сам Володя с агентом. 
Первое впечатление было сильным. Очень хороший голос: яркий, наполненный, энергичный. В последствии я сумел более широко ознакомиться с его творчеством, и понял, что у Володи широкий спектр возможностей: он пел и оперные арии, и народные, и эстрадные песни. Вот с тех пор у нас и завязалось сотрудничество.

- Истоки творчества Владимира Девятова лежат в русской песне. Почему, на ваш взгляд, он обратился к эстрадной песне?
- Ему, как современному человеку, интересно пробовать себя в разных жанрах. В данном случае речь идет об эстрадной песне: в ней есть современный песенный сюжет, она адресована сегодняшним слушателям, относится к категории массового искусства. Народное искусство, фольклор – это достояние любителей. У эстрадной песни захват аудитории гораздо шире, гораздо больше людей слушают популярную музыку. Поэтому это было и полезное, и разумное Володино решение обратиться к эстрадной музыке.
 

- Вы с Девятовым люди одного поколения. Что вам кажется особенным или замечательным в его певческой судьбе?
- Мои песни в его творчестве заняли определенную нишу. Примерно семь-восемь песен я написал для Володи. Некоторые из них, например,  «Я – огонь, ты – вода»,  «Лучшая из женщин», «Синеокая», людям пришлись по душе. Они часто звучали на радио и по телевидению. По словам самого Володи, эти песни отлично проходят на концертах - люди очень позитивно на них реагируют. Значит, совместная работа прошла не зря. И те песни, которые мы записали, помогли ему, расширили его творческую палитру и, самое главное, принесли радость людям.

- Вот, кстати, песня «Я – огонь, ты – вода». Расскажите историю ее создания.
- Создание песни совпадает с проведением конкурса «Народный артист-3», где участвовала Марина Девятова. Когда мы стали понимать, что она выходит в финалисты, решили сделать дуэтную песню отца и дочери - яркую, веселую и зажигательную, чтобы впоследствии можно было снять на нее клип и обозначить ее на телевизионном небосклоне. Чтобы она принесла удачу и имела последствия для обоих артистов. Я такую песню написал на стихи Карена Кавалеряна.  И она, как говорится, пошла. Володя с Мариной исполняли ее на «Славянском базаре», где у меня был в прошлом году авторский вечер. «Я – огонь, ты – вода» имела успех: клип показывали по центральным каналам телевидения. Сейчас Марина заканчивает концерт этой песней: у публики хорошая реакция на ее исполнение. Люди эту песню знают и любят. 

- Какая ваша песня из репертуара Девятова вам нравится больше всего? 
- Это лирико-драматическая баллада «Я таких никогда не видел». Она менее известна, но, на мой взгляд, это очень достойная песня. Володя очень хорошо ее исполнил. В ней есть элементы от русской классической музыки и что-то от эстрады. Я подчеркиваю – от русской. Потому что Володя – русский человек, и все, что связано с его творчеством, связано с Россией и с русской музыкой. Он несет идею «русскости», России. Честь ему и хвала за это!

   - С какими поэтами-песенниками вы работаете?
 - Я работаю практически со всеми лучшими поэтами в нашей стране на сегодняшний день: Илья Резник, Михаил Танич, Карен Кавалерян, Евгений Муравьев, Сергей Сашин. Эти люди имеют за плечами огромный опыт, удачных работы, много шлягеров…
 

- Вы известный мелодист, часто ли пользуетесь мотивами из народных песен? 
- Я не использую напрямую мотивы из народных песен. Но в песнях для Девятова, для молодых исполнителей из «Народного артиста» какие-то интонации связаны с русской музыкой, с фольклором, с советской песней. Советская песня, в большинстве случаев, своей корневой системой уходит в фольклорную русскую музыку. 
Где-то присутствует мотив романса. Романс, начиная со времен Глинки, - воплощение мелодизма. 
Если меня хвалят критики за мелодии, то этими мелодиями я связан с русской и с советской музыкой. Иначе они не воспринимались бы как красивые, знакомые на слух. Если мелодия совсем не определяется и напеть ее невозможно, обычно такая мелодия называется плохой. А все-таки, такая певучесть, запоминаемость – это свойство и русской песни, и романса, и советской песни, поэтому я отчасти продолжаю эти традиции.

- Раньше народная песня много и свободно звучала на советской эстраде, почему ныне ее так мало слышно? С чем это связано?
- Я с вами не согласен, что ее нет. Она есть. Раньше народная музыка поддерживалась в культурологическом смысле. Существовала такая форма, как фольклорные экспедиции, когда исследователи фольклора ездили в глубинку, по заброшенным деревням, у бабушек записывали песни, перекладывали и исполняли их. Для того чтобы это происходило, нужен энтузиазм и финансирование. Это надо пропагандировать, а пропаганда стоит денег. Нужны радиостанции, нужно эфирное время. Вот с этим у нас есть проблемы. Все-таки фольклор сегодня - это архаично. Он больше интересует специалистов, чем широкую аудиторию. Поэтому радиостанции,  которые живут за счет рекламы, должны учитывать, какое количество людей их слушает. Понятное дело, что самый широкий круг слушателей у поп-музыки. Гораздо меньший круг - это рок-музыка и специфические направления современной молодежной музыки. И совсем небольшая аудитория у народной музыки. 
Были попытки сделать радио,  связанное с фольклором. Это радио «Тройка». Но, кажется, оно уже не работает. По крайней мере, его не слышно. Такие проекты оказываются нерентабельными: аудитория не очень большая, рекламодатели не несут рекламу. В этом вопросе, я считаю, должна быть государственная поддержка во всех странах, которые себя уважают. Должна быть государственная политика по поддержанию национального искусства, его пропаганды. Это -  истоки культуры нашей страны. Вроде бы денег в бюджете достаточно, но руки не доходят. Культура как финансировалась по остаточному принципу в советские времена, так и сейчас финансируется. Следует обратить на это пристальное внимание, потому что мы можем утратить целый пласт собственного исторического наследия в виде народных песен!

- В чем особенности русской песни? 
- Полярные настроения в песне: душевность, напевность, иногда безудержное веселье, иногда глубокая тоска, печаль. У русской песни есть свой лад, своя интонация, она очень узнаваема. Ее нельзя спутать с музыкой восточных славянских народов: она отличается и от польской, и от украинской. Я это говорю точно, так как жил  на Украине много лет и знаю, как звучит украинская песня. 
Русская песня очень самодостаточная. Она обладает определенными музыкальными характеристиками. Недаром русские композиторы XYШ –XIX вв. во многом свое творчество основывали на интонации народной песни. Это имеет глубокую философскую, духовную и культурную связь с народными корнями.

- Прослеживается ли единство жанра народной песни и эстрадной?
- Единство жанра не могу констатировать. Это разные вещи. Но эстрадная песня может нести в себе интонации народной и может идентифицироваться как русская песня. Вспомним «Русское поле», «Течет река Волга»…Это песни написаны композиторами. Песню «Ой, цветет калина в поле у ручья» мы воспринимаем  как народную и поем обычно за столом, когда собирается компания. Но эту песню написал композитор Исаак Дунаевский в 40-50-е годы. По жанру она является эстрадной, но воспринимается как народная. В своих лучших проявлениях эстрадные песни могут стать народными, что говорит об их качестве. Чем качественнее мелодия, тем она более запоминаема. Почему так происходит? Эти вещи плохо поддаются анализу. Вот пришлась песня по душе, всколыхнула тонкие струны души, осталась с человеком и сопровождает его всю жизнь, а, возможно, и жизнь его детей и внуков. 
Вот это и есть идеал эстрадной песни, которая может перейти в другое качество - стать народной. Я считаю, это великое достижение и вершина признания композиторского таланта и мастерства, когда песня, написанная современным человеком, становится народной. 

- Что вам более всего запомнилось, когда вы впервые услышали аутентичное народное пение?
- Это произошло очень давно, я еще был маленьким. В школе на уроке «народное творчество» мы исследовали лады. Потом все это изучал на музыкальном теоретическом факультете. Это очень интересно. 
Современному уху некоторые обороты народного пения кажутся странными, чуть шаманскими. Я имею в виду исконную русскую музыку, которую поют бабушки в глухих деревнях. Позже я слушал много народных песен, в том числе хор Пятницкого, Северный хор, Зыкину, Воронец. Эти ансамбли и солистки многое сделали для пропаганды русской песни. Несомненно, надо отметить в числе сподвижников и пропагандистов русской песни Владимира Девятова. Звание народного артиста России он носит не зря. Как раз он для России делает доброе дело: сохраняет, поддерживает, культивирует в своем репертуаре обращение к народной песне.

    - В чем талант Владимира Девятова? Насколько он  уникален? 
- Во-первых, он обладатель уникального голоса: по силе, по красоте, по тембральным окраскам. К тому же, он очень подвижный и энергичный,  что для человека одаренного тоже важно, потому что одного таланта в этой жизни, к сожалению, недостаточно. Еще нужно много трудиться, быть деятельным, активным, чтобы ты был заметен на фоне многих певцов и проектов. 
Могу отметить наряду с талантом, большой энергетический запас Владимира, который позволяет ему существовать в таком непростом мире. У него собственный культурный центр, он занимается деятельностью, связанной с преподаванием вокала. Он – значительная фигура в сегодняшнем шоу-бизнесе и на поле, которое называется Культурой.

- Ваш совет: куда следует направить творческий поиск, на чем сосредоточиться, чтобы талант народного исполнителя раскрылся максимально? 
-Оставаясь в жанре народной песни, пропагандируя ее, не стоит забывать о других жанрах. Нужно сделать так, чтобы программа Володи была еще более привлекательна, разнообразна… Есть такая поговорка - все жанры хороши, кроме скучных! Чтобы репертуар был интересный, можно обращаться и к классической музыке, и к эстрадной, и к народной. Но нужно нести свое стержневое направление: пропагандировать русскую музыку, идеи, связанные с Россией, с ее государственностью. У Володи есть рецепт успеха: талант, трудолюбие и удача. Удача - важный аспект. Удача ему сопутствует. Главное не сглазить. Он успешный на сегодняшний день артист. Может быть, недостаточно распропагандированный средствами массовой информации, но имеющий свою аудиторию, концерты, признание. Я готов пожелать ему дальнейших творческих успехов и процветания!

   - Ваш прогноз: как будет развиваться народная песня на эстраде? 
- Она не уйдет с эстрады до тех пор, пока существует государство под названием Россия. Люди будут петь и слушать песни, рожденные в России: народные песни, авторы которых стали безымянными, либо песни, созданные уже сегодня, но в духе русской музыки. 
Народная песня будет всегда, пока существует страна, русские люди. Эта музыка будет жить, ее будут слушать и любить. Всегда будут находиться люди, которые будут ей радоваться, переживать, аплодировать. И артисты, которые исполняют такую музыку, всегда будут востребованы!
 
 

Записала Наталья Глумнушина