Журналистика. Школа практической журналистики - СЕТИ РУ/ eng cety.ru
Как стать  журналистом. Как правильно писать  репортаж, интервью, рецензию, статью, очерк, отчет, заметку, пресс-релиз...
Тренинги,  мастер-классы, практика и работа в СМИ.  Мы боремся за красоту и чистоту русского  языка!
Подробности по тел. 8-915-483-99-60
e-mail:cetyru@yandex.ru
Школа практической журналистики

Информационное Агентство
Корреспондентские сети
- сети ру -

Рег. ИА № ФС77-27532 от 19.03.2007
Москва – Санкт-Петербург 

УЧЕБА
главная
календарь занятий
преподаватели
мастер-классы
ученики
учебная газета - Сети.ру
творческая мастерская
успехи и дипломы
о нас пишут СМИ
рекомендации


Практика
анонсы мероприятий и PR
эксклюзивные интервью
наши публикации
зона отдыха и путешествий
театральные  дебюты
тусовка, тусовочка
шоу-бизнес
мы информируем


Мастер-классы и занятия ведут опытные журналисты
Российских СМИ

Мы, команда опытных 
и сплоченных журналистов
агентства СЕТИ РУ и ведущих СМИ, приглашаем вас в нашу школу, в наше общественное движение За красоту и чистоту русского языка!
Здесь вы обретете верных 
друзей и наставников.
Полюбите профессию журналиста,
как любим ее мы.

Основатели школы 
журналистики СЕТИ РУ



На фото Виктор Ахломов
ФОТО: А. Басалаев

Ахломов Виктор Васильевич
- фотомастер  - "Известия"
Google Апорт Rambler

Алимов Гаяз Айнулович
- журналист-международник
Google Апорт Rambler

Альперина Сусанна Ильинична
- редактор   "Российская газета"
Google Апорт Rambler

Булашова Светлана Томовна
- руководитель ИнформАгентства Сети.ru
Google Апорт Rambler
Персональная страница
Избранные публикации

Басалаев Александр Владимирович
- фотограф "Газета"
Google Апорт Rambler

Головкова Надежда Сергеевна
 - председатель МОЗП - Московское
Общество защиты  потребителей
Google Апорт Rambler

Горбаневский Михаил Викторович
- профессор, руководитель 
Гильдии лингвистов-экспертов
Google Апорт Rambler

Дружинина Людмила Владмировна
- редактор журнала "Наша власть"

 Зайцев Роман Васильевич
- директор PR-агентства "Невский пресс-клуб" г. Санкт-Петербург,
Лучшие проекты России

Ерофеев Алексей Дмитриевич
собкор "Парламентской газеты"
по Санкт-Петербургу
Google Апорт Rambler

Корчагина Ирина Леонидовна
- журналист-психолог, 
директор центра "Счастливая семья"
Yandex Апорт Rambler
Персональная страница

Лобанова Ольга Ивановна
телекритик  "Новая неделя" 
Персональная страница

Милкус Александр Борисович
- редактор отдела "Комсомольская правда"
Google Апорт Rambler

Подкопаева Ольга Евгеньевна
- шеф- редактор  Телеканал Россия
Google Апорт Rambler

Сварцевич Владимир Савельевич
- спец. кор. "Аргументы и факты" Google Апорт Rambler

Сирота Александр Дмитриевич
 специалист по PR, тендерный комитет Москвы

Серков Игорь Александрович
- заместитель главного редактора "Литературная газета"
Google Апорт Rambler

Старчевский Владислав Маркович - шеф-редактор ТВ 1 Канал
Google Апорт Rambler

Троицкий Николай Яковлевич
- редактор отдела политики 
ИД "Пресс-секретарь"
 Google Апорт Rambler
Персональная страница

Черменская Галина Витольдовна
- редактор "7 Дней!"
Google Апорт Rambler

Шумилин Александр Николаевич
- режиссер ТВЦ, программа  Репортер, 
дважды лауреат премии ТЭФИ


Руководитель проекта Cети.ru

Булашова Светлана Томовна
опытный журналист, 15 лет работала в газете  "Неделя" - "Известия".


Мы дружим:

Невский пресс-клуб -  директор Роман Зайцев

Театральный институт им. Бориса Щукина.

Гильдия лингвистов-экспертов 
по документационным и информационным спорам
- профессор Михаил Горбаневский

Психологический центр "Счастливая семья"
- руководитель Ирина Корчагина

Московское общество защиты потребителей
- председатель  Надежда Головкова 

Московский драматический театр АпАрте-
- заведующая литературной частью
Маргарита Белая



©  Светлана Булашова
Авторские права защищены.
Полное или частичное копирование материалов
в коммерческих целях запрещено. 
При использовании материалов 
необходима ссылка на сайт.

Контакты:
Телефон 8-915-483-99-60

e-mail:cetyru@yandex.ru


 

НАШ ДЕВИЗ:  ЗА КРАСОТУ И ЧИСТОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА!


Маргарита Белая – журналист и искусствовед,  заведующая литературной частью театра АпАРТЕ 





Мастер-класс  Маргариты Белой
 


Как писать рецензию. Мастер-класс Маргариты Белой 

Отрывок из мастер-класса 

Как писать рецензию

Тема у нас сегодня, как говаривал небезызвестный товарищ Ленин, архисложная. Ибо речь пойдет о жанре увлекательном  и прекрасном, но в то же время одном из самых трудных, если не самом трудном жанре журналистики – рецензии. 

Для начала – позвольте процитировать одного из самых лучших журналистов, которых мне посчастливилось встретить в своей жизни. Егор Яковлев, ныне покойный главный редактор «Общей газеты», однажды рассказал мне такую историю. Когда он, еще совсем зеленый юнец, принес в газету свой первый материал, умудренный жизнью главный редактор сказал ему так: «Егор, ты пишешь как корова мочится: много, мутно и в разные стороны».
Как говорится, грубовато, но в точку.

В этом афоризме как раз и перечислены главные проблемы написания рецензии. Очень часто авторы – причем не только молодые – пишут много, невнятно, не по существу дела, которое, видимо, осталось для них мучительной загадкой – а потому прикрывают это непонимание рассуждениями на общие темы, мало относящимися к делу.

А между тем рецензия – потому она и сложна – жанр краткий, жесткий и очень конкретный. Как правило, 3 страницы – это предел объема для рецензии на один спектакль. И это не главная трудность. 
А главная – в том, что вы должны создать как бы собственное художественное произведение – отклик на увиденное. Его можно сравнить с музыкальным – с сонатной формой. Сонатная форма – кстати, работая в кино и общаясь со сценаристами, я поняла, что и они, сами о том не подозревая, тоже используют в построении сценария сонатную форму. Что это такое? Это – трехчастная форма, состоящая из экспозиции, разработки и репризы. То есть завязка, развитие и развязка воплощенного в них сюжета. Иногда к ним добавляется вступление и кода, заключение.

Конечно, это не значит, что надо буквально следовать какой-то форме, пусть даже и идеальной. Это, в общем так, для примера. Но общие рекомендации, выработанные многолетним и, как говорит наша Светлана Томовна, искрометным опытом, я попытаюсь вам дать. Я сейчас буду говорить и об очень простых вещах – но о них-то как раз, случается, и забывают – и об очень сложных.

Итак, вас отправляют в театр с целью написать рецензию. Прежде всего:  вы должны обязательно иметь представление о том, что будете смотреть. В идеале – прочитать пьесу. Или хотя бы – анонс, пресс-релиз, словом, то, что есть. Метод «холодных ушей» (т.е. ничего не знаю, и все мне объясните – здесь вряд ли сработает, потому что люди театра не склонны, а часто и не умеют внятно объяснить то, что они сами делают). Так что подготовьтесь. Только не надо читать чужие рецензии, если они есть – это может повлиять на восприятие и увести его в ненужном направлении. Обязательно попросите программку.
Постарайтесь не опаздывать – это опоздание тоже собьет восприятие, не говоря уж о том, что создаст о вас неблагоприятное впечатление. Соответственно одеться тоже надо. И взять с собой, помимо диктофона (если он вообще вам нужен, лично мне – нет) – ручку и блокнот. В темноте писать, конечно, трудно. Но нужно. Иначе потом выяснится, что ничего не помните. Записывать нужно буквально всё: что видите на сцене. Лучшие реплики. Ассоциации и мысли, попутно приходящие в голову. Озарения – вдруг поняли, зачем у вас перед глазами повесили фонарь, картину, ружье и т.д. Пишите все, потому что успех вашей публикации на 50 % зависит от подмеченных деталей. Точная деталь – об этом еще Куприн писал в своем руководстве для журналистов - это вообще одна из основ журналистики, которая может больше сказать о предмете материала, чем  самое пространное суждение. Например: пример из Лат.оперы. (Кармен красит ногти). В Коломбине – у героя «Любви» - длинный галстук. Заметили? Почему?

Дальше. В идеале хорошо бы после спектакля поговорить с режиссером. Спросить о концепции. О его видении материала. Попросить уточнить детали, которые вы не поняли – или, наоборот, поняли, чтобы сопоставить, насколько его прозрения совпадают с вашими. Это не значит, что вы будете излагать в рецензии его, и только его, точку зрения. Нет. Это – для полноты информации. 

С актерами нужно говорить лишь в том случае, если их работа вас потрясла. Но при этом быть готовым к тому, что ничего путного они вам не скажут. Или это будет так: моя роль это…ммммм…И тут я понял, что это….мммм и т.д. 

Не забудьте договориться в театре с администратором или завлитом о фотографиях, которые они вам предоставят для вашего материала. Сразу скажу: самим лучше не снимать. Во-первых, вы будете мешать артистам, во-вторых, самому себе – потому что пропустите что-нибудь обязательно, в-третьих, вряд ли у вас получится так, как надо. Но в любом случае вам надо будет узнать- через интернет или у завлита, какие роли еще играл этот актер, его звездные роли, где он блистал.

И вот вы пришли домой с сумбуром в голове и каракулями в блокноте. Лучше, если сразу расшифруете их, попутно, возможно, расширив и добавив какие-то впечатления и комментарии. Сама я так не делаю, но знаю, что так лучше.

И вот начинается самое трудное…Теперь – не торопитесь. Не надо сразу писать. Прокрутите в голове весь спектакль. Зафиксируйте самые яркие моменты. Вспомните поствкус или послевкусие – Марина Цветаева считала, что поствкус иногда важнее, чем сам вкус. 

Обязательно – это очень важно – постарайтесь узнать, кто еще, где и когда ставил эту пьесу, почитайте отзывы на ТЕ постановки. Узнайте, что еще ставил и как - этот, ВАШ режиссер.

Если спектакль вам не понравился… Я в таких случаях просто ничего не пишу. Потому что придается ругать, а у меня принцип – никогда не ругать. Но это у меня. Но в любом случае постарайтесь найти и в плохом спектакле что-то хорошее: ведь люди, которые его делали, думали, трудились, мучились – и вряд ли при этом хотели сделать полное барахло. Не надо никого обижать. Критика должна быть 100%-но аргументированной. Но писать положительную рецензию – гораздо сложнее. Потому что и тут аргументы должны быть стопудово точными и при этом соблюдена беспристрастность.
Есть два вида рецензий – театроведческая и эмоциональная… 

Подробнее на мастер-классе.
Запись на мастер-класс e-mail: info@cety.ru 


Отклики на мастер-класс Маргариты Белой


Юлиана Алексеенко, литературный редактор,
Институт Экономических Стратегий - Центральная Азия.
г. Алмата.

Мастер-класс Маргариты Белой.  Если у меня спросят, о чем говорила в тот день на своем мастер-классе Маргарита Белая, я без диктофона не вспомню. Помню, конечно, что о театре и театральной критике, помню отдельные обрывки фраз. Но вот что было главным –  ее эмоции, ее глаза. Именно они грели душу и именно они позволили мне ощутить новый прилив любви к моей работе. Еще помню ее смех и ее шутки: «Ты пишешь, как корова мочится – много, мутно и в разные стороны», - процитировала она своего учителя. И в этих словах – целая школа. Или вот еще фраза, созвучная той, с которой я начала свой репортаж: «Все лучшее в жизни достается бесплатно». Здорово же! Думаю, мастер-класс Маргариты Белой –  вклад на уровне подсознания, а это дорогого стоит.

Казахстан, Алмата.



 
 

Школа журналистики - новое прочтение профессии. Мои открытия

Бахтияр Бакас уулу, 
аналитик Институт экономических стратегий - Центральная Азия.
Казахстан, Алмата.

 Реплика 
Профессионализм 
как высшая точка удовлетворения
Талантливый человек, талантлив во всем и прежде всего в своей профессии. Мастер-класс театрального критика Маргариты Белой стал откровением… Она рассказывала о том, как писать рецензию. Но как рассказывала! Речь, лившаяся подобно музыке, ошеломила присутствующих и даже непосвященным приоткрыла занавес таинственного мира театра.

 Маргарита Белая вела класс подобно дирижеру оркестра, умело расставляя акценты. Ключевым моментом стало описание процессов, происходящих на театральных подмостках.  Мастер поведала, что в деятельности театрального критика особое значение имеет тщательная предварительная подготовка и внимательное отношение к деталям. Даже тезис о необходимости осмысленного подхода к оформлению сцены стало для многих  открытием. 
Отдельным аккордом прозвучал тезис о необходимости правильного отношения, и, следовательно, положительного отношения к  актерам и их работе. 

Главная  мысль  мастер-класса была  проста и удивительна:  в работе театрального критика важнее всего  любовь: любовь к музыке, театру, искусству.


Новые ученики - новое слово 
подробнее


 


Читайте очерк Маргариты Белой
АЙНАРС ВИРГА: 
«МОЙ БОГ — РОК-Н-РОЛЛ»

 

Приглашаем 
в школу  практической журналистики 

ИнформАгентства СЕТИ РУ

Учим писать тексты любой сложности. 
Даем сугубо практические навыки по журналистике.
Занятия ведут опытные журналисты ведущих СМИ.
Наш эксклюзив:
Возможность за короткий срок овладеть главными жанрами журналистики. 
Ощутить  вкус  газетно-журнальной и телевизионной журналистики. 
Поработать в редакциях  популярных СМИ. 
Участвовать в  интересных тусовках.
 Мы не обещаем много теории  – только  самые полезные  знания и мастер-классы известных журналистов.
e-mail: info@cety.ru 

Телефон 8-915-483-99-60 

Наверх!

Избранные публикации Маргариты Белой
Персональная страница
Любовь, как божественная благодать

КАК НАЙТИ СЕБЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Творческий путь Маргариты Белой

Творческий поиск – непременный атрибут талантливых личностей. И чем быстрее журналист встает на свой, обозначенный судьбой и его интересом путь, тем быстрее он добивается успеха. Мастер-класс о творческом поиске в школе журналистики СЕТИ.РУ провела Маргарита Белая, известный московский журналист и писатель. 

-Маргарита, как и когда появилось желание стать журналистом?
-В детстве я хотела быть археологом. Прочла изумительную книгу под названием «Дневная поверхность» - и захотела. Потом перечитала еще раз – и расхотела: поняла, что не смогу работать на раскопках, не хватит терпения, там ведь все очень медленно, тщательно, скрупулезно. В журналистике все тоже должно быть тщательно и скрупулезно, – но все же не так медленно. Потом хотела быть режиссером – выписывала специальные журналы, смотрела все новинки кино. Но окружающие крутили у виска, мол, мужская это профессия, да и конкуренция большая… Тоже, между прочим, профессия сродни журналистике. И всегда, всегда, и совсем не сродни, и совсем с иных полей - хотела быть музыкантом. Но в музыкальной школе, в старшем классе, мне сломали голос, после чего певческий голос уже не восстановился (то есть про оперу пришлось забыть. А вот в рок-группе - играла). И наконец, профессия - журналист. Это звучало так красиво. Пленительное слово – «журналист»… Поскольку я училась на одни пятерки и  была победителем не одной олимпиады по русскому языку и литературе, то легко поступила на журфак.

-А что дало вам образование?
-Журфак МГУ – блестящее образование! Замечательные педагоги дали мне багаж, который я всю жизнь использую. И до сих пор, приходя на факультет, испытываю волнение и радость. И огромную благодарность – причем не только за полученную профессию. Ведь если бы не Нинель Ивановна Ванникова, преподававшая нам историю зарубежной литературы, я, возможно, не влюбилась бы на всю жизнь в «Старшую Эдду» и «Песнь о нибелунгах». А если бы и влюбилась – то слишком поздно и безрезультатно. И моей книги бы не было, потому что именно эта литература меня и вдохновила.

-Однако журналистика, как профессия сугубо практическая, помимо образования потребовала, вероятно, и соответствующих действий?
-Естественно. На зимних каникулах в десятом классе пришла я, как сейчас помню, в редакцию газеты «Известия». Пришла в отдел информации, не умея  абсолютно ничего.  Ну и мне, первым делом, вручили портативную пишущую машинку «Эрика» и толстенную пачку писем: «На вот, поотвечай пока на письма».  «Так я же печатать не умею», - говорю. Роскошные отдельские парни пожали плечами и быстро разлетелись по заданиям редакции. Я осталась наедине с письмами и к концу дня научилась-таки печатать… А сразу после школы меня взяли в редакцию на работу, картотетчиком-учетчиком отдела писем. В те годы редакция получала по триста тысяч писем  в год, с ними дотошно работали и очень многим людям, обратившимся в газету как к последнему защитнику, помогали. Это тоже была хорошая школа, хотя и нелегкая. Не могу не вспомнить добрым словом и известинский отдел школ и вузов: Елену Васильевну Иванову, Ингу Сергеевну Преловскую, Ирину Григорьевну Овчинникову и Эллу Максовну Меркель - очень многому в профессии научили меня именно они. От картотетчика я дошла до корреспондента, проработав в «Известиях» без малого 25 лет.

-Серьезный опыт. А можете сказать, что главное в профессии журналиста?
Главное - писать о человеке. О чем бы вы не писали -  о полях, заводах, событиях в культурной жизни - всегда ищите человека, который был бы вам интересен. 

-А что для вас самое тяжелое в профессии журналиста?
Я не люблю писать и никогда не любила.

-Вот как?! Почему?
-Потому что писать – трудно. Хорошо писать – очень трудно. Среди моих знакомых журналистов я не знаю ни одного, который сказал бы, что это не так. И даже не потому, что ты всю жизнь должен учиться и каждый новый материал – как новый курс, в конце которого предстоит экзамен.  Это одновременно и трудность, и удовольствие. Но вот сам процесс выстраивания конструкции, подбора слов… Ух… Одним словом, тяжело. А вот общаться для меня - легко. 

-Опыт работы в журналистике помогает в других сферах жизни?
-Еще как! Очень часто герои моих материалов становятся моими друзьями и сопровождают меня всю жизнь. Буквально на днях мне позвонил человек, о котором 11 лет назад я написала материал. Он был физиком, но однажды оставил науку и стал заниматься брошенными детьми, собирая их по всей Москве в созданный им приют. Было очень приятно, что он меня вспомнил – ведь не только я писала о нем, были и другие материалы, других авторов. Но он вспомнил именно меня – это как высшая профессиональная награда. Коммуникабельность и ответственность – чрезвычайно полезные качества. Они и помогают.

-Что нужно делать начинающему журналисту, чтобы понять, в каком направлении идти?
 -Надо выбрать тему, к которой у тебя сердце лежит. Не уговаривать себя, сердце само подскажет.

-А если возникает тема, в которой вы совершенно не разбираетесь, но по которой нужно сделать материал, как быть?
-Вы знаете, у меня случай был. Лет 10 назад пригласили меня на выставку двух художников. Приехали  и телевизионщики, которые совершенно неожиданно попросили меня, как посетителя, сказать в эфир несколько слов о выставке. Мне действительно все понравилось, но в камеру  надо говорить аргументировано. А я, между прочим, ничего не понимаю в изобразительном искусстве. У меня было 10 минут, чтобы подготовиться. Вот тут-то мне в очередной раз все и пригодилось – и университет, и профессиональный опыт, и культурный багаж. Когда я выдала речь на полчаса, поняла, что друзья и операторы стоят и смотрят на меня с открытыми ртами. Потом мне сказали, что получилось блестяще.  В общем, вывод таков: чем больше ты пишешь, тем больше культурного запаса в твоей копилке. Ничто не проходит бесследно. И никаких особых рецептов в ответе на ваш вопрос я дать не могу – кроме одного: штудировать литературу по теме и как можно больше общаться со сведущими людьми.

-А как понять, что журналист достиг высокого мастерства?
-Ну примерно так: сдаешь материал в редакцию, а там не правят ни одного слова. ?) Например, в прошлом году меня попросили сделать материал о Евровидении в Москве. За ночь. Это  было нелегко - объем информации большой, к тому же я рок-журналист и к попсе отношусь с отвращением. Плюс конкурс этот никаких положительных эмоций у меня не вызывает. Если б его надо было хвалить – я бы не стала браться за это задание. Но мне дали полную свободу: в смысле, ругать можно, но, разумеется, аналитически. Я внимательно посмотрела всю трансляцию, попутно делая подробные записи, прошерстила мнения в интернете, потом еще посидела в ю-тубе… За пять часов написала материал – и утром сдала в редакцию. Думаю, это и есть высший класс, когда редактор уверен, что утром нужный материал  будет у него на столе и сразу встанет в номер.

-Вы увлекаетесь музыкой и вполне понятно, почему стали музыкальным критиком. Долго шли к пониманию того, что именно в этом направлении хотите развиваться?
-Я никогда не переставала развиваться в этом направлении. Просто мне часто приходилось писать о другом. Еще в газете «Неделя» (приложение к «Известиям») я начала публиковать свои музыкальные материалы, но когда ушла из «Известий», жизнь рухнула, и я начала с чистого листа.  Появилась возможность вплотную и главным образом заняться музыкой. В таких обвалах, кстати, есть свой позитив: раз уж все равно все пропало, можно наконец-то делать то, что действительно хочется ?)

-Каковы особенности работы музыкального критика? Какими дополнительными знаниями и умениями он должен обладать?
-Конечно, нужно образование. У меня есть музыкальное образование, к тому же я играла в группах разных стилей... Это мощные основы, без которых сложно было бы писать о музыке. О музыке вообще очень сложно писать. Конечно, нужны музыкальный слух, вкус, знание истории музыки – чтобы распознать пласты, услышать глубины, сравнить, оценить… Все это очень сложно. Уровень «нравится-не нравится» тут не прокатит. Когда меня попросили написать об опере (поначалу отказывалась: понимала, что моих знаний  здесь недостаточно),  я такую гору литературы перевернула – вспомнить страшно! И все ради одного материала… Зато все добытое знание осталось со мной – и в этом наши профессиональные дивиденды ?) 

-Маргарита, вы также высококлассный театральный критик. В чем главное отличие театрального критика?
-Театральный критик  - это отдельная профессия, этому учат. Безусловно, надо много смотреть, читать маститых критиков, анализировать. Главное, что глаза и сердце всегда должны быть открыты. Театр – живое, открытое искусство: опыт написания рецензий можно наработать, но если ты сам холоден – вряд ли получится зажечь других.  Журналист должен быть любящим, сострадающим. У меня есть личный принцип: никогда никого не ругать. Так что «отрицательных» рецензий я не пишу. Я лучше промолчу. А хвалить, кстати, гораздо труднее. Что тут посоветовать? Надо постараться посмотреть другие работы этого режиссера, познакомиться по возможности с другими сценическими версиями этого произведения… Конечно же, прочитать первоисточник.. НЕ ЧИТАТЬ рецензии других авторов на этот спектакль – это может сбить прицел и вообще увести в ненужном направлении. В конце концов, если не понял – посмотреть еще раз… Одним словом – понять. Создать в душе мотивированный отклик на событие. Создать свое художественное произведение – если угодно, это и есть настоящая рецензия…  Привлечь, если надо, историю театра, провести параллели, аналогии, сравнения… Поговорить с режиссером, актерами. А здесь самое главное – уметь расположить к себе собеседника, чтобы тот смог раскрыться и довериться. Не ваше личное мнение тут превыше всего (хотя иметь его, разумеется, надо) – нет, важнее всего понимание данного события: почему оно произошло, ради чего – и как. И вот, когда в душе вы ощущаете, по Набокову, ПОЛНОТУ знания, ощущений, видения – все получится.
 

-Хорошо писать – по-вашему, это талант или опыт, который нарабатывается с годами?
-Талант талантом, но надо очень хотеть работать в этой сфере. Когда в процессе работы начнут встречаться подводные камни (а их очень много), именно страстное желание работать в журналистике будет двигать вами. А вообще театральная критика- это серьезно. У нас самая театральная страна, к нам приезжают учиться театральному искусству из других стран, поэтому писать о театре – большая ответственность. А писать о театральных постановках, поставленных по сюжетам классических произведений, еще большая ответственность. 

-Что делать, если мнение критика не совпадает с общепринятым мнением?
-В любом случае – совпадает, не совпадает - писать нужно тактично, аргументировано, достойно. Бывает и так, что ты один в поле воин. Но ведь – воин же. Не чучело соломенное.  Сражаться за правду, если ты в ней уверен, - и удовольствие, и честь.

-Есть ли у вас секреты, как стать успешным в журналистике? Поделитесь.
-Секрет в харизме ?). В упорстве. И в труде.

-А что для вас харизма?
-Умение расположить к себе собеседника, внушить доверие.

-Как научиться яркому метафоричному языку?
-Надо читать великих мастеров стиля: Пушкина, например. Набокова, Уайльда, Моэма. Стихи нужно читать, особенно если материал не идет. А еще сказки. У меня очень большое и интересное собрание сказок: удивительно, как в сказках прослеживаются общемировые тенденции. И вообще, чем читать какого-то современного автора, лучше читать классику – это то, что уже веками проверено, отстоялось. Также можно натренировать свою речь: все про себя проговаривать, оформляя мысли в слова. Пересказывать фильм, говорить себе  о том, что вы видите, проговаривать какие-то воспоминания. И при этом нужно подбирать слова. Это войдет в привычку. Человек, который хорошо говорит – хорошо и пишет.

-Сегодня вы – заведующий литературной частью в театре «АпАРТе».  Как вы пришли в этот театр? И почему именно в него?
-Я как-то сделала интервью с Гарольдом Стрелковым. Вся его группа работала на чистом театральном энтузиазме, и я написала об этом. Он потрясающе талантливый режиссер и очень незаурядный человек. Мы подружились. А потом я пожаловалась ему, что  устала от журналистики. Тогда мне казалось, что я уже написала все слова, какие могли бы возникнуть в голове, и все буквы… Кризис жанра ?) Гарольд позвал меня в театр «АпАРТе». Так я сюда и попала.  Несколько месяцев просыпалась с мыслью: «Где я работаю? А! В театре!» Это был какой-то туманный период  жизни…
-Насколько вам комфортно чувствовать себя в театре?
-Здесь мне тоже приходится писать анонсы, приглашать журналистов, читать пьесы, но  мне все нравится. Я наслаждаюсь процессом. 

-Можете ли сказать, что сейчас обрели свою творческую пристань, и поиски себя прекратились?
-Лет 15 назад были метания, работала в журналах, работала в кино, попробовала, искала, а сейчас у меня есть театр, в котором  мне очень хорошо. Так что пристань – есть. Но поиск себя – это вечный процесс для любого творческого человека. И если он не дай Бог закончился, этот процесс, тогда надо вешать гитару на гвоздик и… Но лучше не надо ?)

-А как отношения с музыкой?
-Музыка и музыканты мне, безусловно,  ближе по духу чем кто бы то ни было. Меня до сих пор штурмуют разные молодые группы, причем теперь уже со всего света. Присылают свои записи, иной раз полусведенные, просят оценить, дать совет… Но музыка, которую они делают, по большей части мне не интересна. Слишком часто музыку подменяют приколами. Наверное, их кто-то слушает, и я ни в коей мере не хочу ставить себя выше и т.д.… Но - как эти звуки сравнивать с теми, что создаются гениями – такими, как Иван Смирнов? Смирнов – лучший гитарист России, фантастический, бесподобный, он создал собственный стиль, уникальное звучание… К тому же – умница, настоящий музыкальный философ, целитель…  После его концертов у меня трехдневная мигрень проходит! И ощущение в душе, как будто ее, как медный чайник, почистили до блеска… Иван много гастролирует по России, выпустил чудесные альбомы, но его нет «в телике», и поэтому его знают в основном ценители. А широкая публика не знает, и, страшно подумать, вряд ли узнает. Вот что обидно до слез. Но есть – мы с вами. И наша работа – биться за таких людей, писать о них, поддерживать как только возможно, потому что это достояние не только России – всего человечества. И ради этого стоит быть журналистом.

Беседу вела Любовь Шишенина, корр. СЕТИ РУ