Журналистика. Школа практической журналистики - СЕТИ РУ/ eng cety.ru

Интернет-газета СЕТИ.РУ

 Театр «АпАРТе» –
Московский драматический народный любимый!


тема номера:
о том, как сегодня живут и выживают небольшие театры

 Театр «АпАРТе» - к нему не зарастет народная тропа



 

Рискну заметить: все счастливые театры – счастливы одинаково... Они  успешны, богаты, обласканы  властями и зрителями… 
А вот все несчастные театры, которых в столице немало, несчастливы по-своему.  Зачастую, это и несчастьем не назовешь. Они вроде бы и успешны, и  замечены зрителем, но при этом у них много всяких «нет», «не до» и прочих не…
 

Театр «АпАРТе» я наблюдаю уже в течение семи лет… Что касается репертуара, любви зрителей, игры актеров – тут полная чаша… Я видела практически все постановки этого коллектива. Многое рекомендовала коллегам – опытным журналистам. Многое – ученикам, молодым журналистам, для душевного просмотра и  понимания жизни. 

С чего бы вдруг  такие откровенные рекомендации? Отвечу!

Про спектакли этого театра можно сказать, что они живые! Про них легко писать «живые» рецензии, реплики, колонки – то есть мысли от души, от сердца. Это вам не священная корова, где слуг  Мельпомены обижает каждое слово – тут, наоборот, каждому умному слову рады, к нему прислушиваются… 

Здесь живо работают со зрителем. Порой случается, что  спектакль живет и играется  в тандеме: артисты-зрители. Да, да, зрители здесь тоже работают. Они вовлечены в действо! Во-первых, сидят в непосредственной близости от сцены. А в некоторых спектаклях, так просто на сцене. При таком раскладе не заскучаешь. Ощущаешь, что ты вовлечен,  поскольку на тебя смотрят другие зрители. И можно подыграть взглядом, аплодисментами, моментальной реакцией… Как в соцсетях Интернета здесь тесно, интересно, весело… И хочется моментально  поделиться «комментами» с другими участниками процесса.  Поскольку понимаешь, что им тоже будет интересно.

Взять одну из недавних премьер «Агата Кристи. Детектив» (рецензия тут)

Приведу выдержку: 
«Интрига, заданная писательницей и усиленная режиссером Андреем Любимовым, сохраняется до последних секунд спектакля. Конкретную развязку разглядеть непросто. Нужна исключительная проницательность. Есть над чем поломать голову, поупражняться в анализе… И как у всякого хорошего детектива, у этого существует второе дно. 
Второе дно чемодана. Как известно, у Агаты Кристи всегда присутствует второй план взаимоотношений между героями, что чувствуется с первых же минут спектакля. Всё оказывается не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Можно ли, являясь другом, любить его жену? И даже предлагать замужество? Зачем прятать доказательство своей невиновности, если преступления не совершал? Никакой ясности, а сюжет продолжает развиваться и подкидывать новые подробности и ощущения». (автор Светлана Бактаева)
О чем говорит этот спектакль. С моей точки зрения о том, что если талантливый коллектив берется за что-то, то делает это особенно. Открывает в своих постановках второе, третье дно… И постоянно дает зрителю пищу для ума.

Директор театра Иван Афанасьевич Сигорских

сформулировал для себя и коллектива три главных постулата развития коллектива: «Чтобы театр был нескучный, чтобы в нем работали талантливые люди и чтобы люди эти были увлеченными своим театром!»  Коллектив в его понимании - это главное. Если он сложился, получился, если есть взаимопонимание, значит, будет успех у публики. Если артисты  хотят слышать друг друга, видеть, встречаться – то можно сделать что-то приличное и для зрителя. И все это называется одним словом – душевность! Так возникли ключевые слова: 

Душевность  и духовность – главные  особенности данного театра. 
В чем они выражаются? Прежде всего - в репертуаре. С самого начала, когда театр был еще студией, назывался «Группа граждан» и прославился постановками булгаковского «Собачьего сердца» и «Приглашением на казнь» В.Набокова, к репертуару здесь относятся суперответственно. Об этом заботятся все: и руководство, и литчасть, и актеры. Но главный -  художественный руководитель Андрей Любимов. Он не выпустит спектакль, пока не вдохнет в него ЖИЗНЬ! То есть душу! Свою, чужую, мистически-театральную  душу! 

И вот свежий пример. В постановке «Про Любовь Раневскую» всё происходит на высокой ноте! Одна сплошная ноющая душа! Две актрисы, Евгения Добровольская и Ольга Остроумова-Гутшмидт, играют Раневскую и обе играют великолепно! И весь коллектив бесподобен! Настоящий ансамбль талантов. В результате возникает ощущение вечности времени, нетленности ценностей жизни и поразительной душевной красоты… (Фрагмент спектакля можно посмотреть тут

Еще одно достоинство "АпАРТе" - МНОГО НЕСКУЧНОЙ КЛАССИКИ. ОПЯТЬ ЖЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА И СЕРДЦА. Это ПУШКИН, ДОСТОЕВСКИЙ, ГОГОЛЬ, ШЕКСПИР… 
Сюда могут придти школьники и многое почерпнуть. И искушенный зритель, которому надоел весь театр в целом, но… кое-что он бы посмотрел. Такому зрителю особо стоит посмотреть  постановку Уильяма Шекспира – «Гамлет». Такого необычного Принца Датского (И.Косичкин), его отца (А.Орловский) и  Полония (И.Сигорских),  зрители нигде больше не увидят и не услышат. Душа убиенного короля бродит по сцене, всех пугает, смешит, наводит на глубокие размышления… Думаю, сам Шекспир на небесах это оценил!!!

Как известно, русский драматический театр априори  является духовным и народным…  А значит,помогает  НАЙТИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ФИЛОСОФСКИЕ  И ЖИТЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ.
Какие? 
Гоголь извечно актуален, а нынче особенно. В «АпАРТе»  он в который раз спрашивает публику со сцены, что происходит  в России. И мы получаем все тот же нескончаемый ответ: ВРУТ И ВОРУЮТ!!! Да, еще как! В театре создали своего современного и вдохновенного «Ревизора».  Хорош Хлестаков - всех очаровывает своим враньем. Городничий  с его ненавязчивой, такой мягкой, «домашней» интонацией, -  вечный дух российской провинции, неистребимый и незыблемый. А вопрос – над кем смеетесь? – вознесся до космических масштабов... Коррупция и воровство живут и процветают!

Ревизор - заслуженный артист РФ Иван Сигорских.
Хлестаков - Иван Косичкин.

 Или  взять Гончарова – в стенах театра  поселился свой, совершенно очаровательный Обломов. Еще раз подтвердил нашу национальную истину: лучше быть добрым, безобидным лентяем, чем изощренным удачливым  дельцом!

Но вернемся к началу: куда же зачислить «АпАРТе» – к счастливым или несчастливым театрам?
Думаю, тут каждый ответит по-своему! Лично для меня – это счастливый театр с артистами-фанатами, работающими «из любви к искусству»… С талантливыми руководителями, не дающими театру упасть на колени…С великими авторами, дающими зрителю ответы на многие важные вопросы.  Мне с такими личностями интересно. И судя по всему остальным зрителям тоже. Они голосуют за «АпАРТе»!
Они идут в этот театр, они любят его!

Светлана Булашова, главный редактор ИА СЕТИ.РУ
 

В феврале премьера -- "Большой проспект".
Режиссер-постановщик Иван Косичкин.

 

Другие рецензии на спектакли можно почитать здесь!

Видеоэпизод из спектакля   "Про Раневскую". Вы, Петя, недотепа!

Маленький театр

и его большие задачи!


Еще одна особенность АпАРТе – здесь играют на двух сценах. Своя, репетиционная – находится в маленьком уютном подвале на Тверском бульваре. Есть сцена побольше – её театр арендует у 
 ТЕАТРАЛЬНОГО ДОМА «СТАРЫЙ АРБАТ»
-- Филипповский переулок, дом 11.

История дома восходит к началу ХIХ века. Он горел во время пожара 1812 года, вновь отстраивался и перестраивался. Известный благотворитель и потомственный почетный гражданин Семен Васильевич Лепешкин купил участок в 1878 году и открыл здесь в 1881 году бесплатное студенческое общежитие Императорского Московского университета. Общежитием ведал комитет, состоявший из представителей ректората, деканов факультетов и учредителя С.В.Лепешкина. 

Помимо общежития, здесь был большой общий читальный зал (нынешний театральный зал) и библиотека. Развитию библиотеки уделялось много внимания, она быстро пополнялась новыми изданиями, и вскоре под книгохранилище был переоборудован подвал здания. В 1912 году для общежития было построено новое здание на Зубовском бульваре, а дом в Филипповском переулке был передан первому Московскому женскому клубу. В советский период здесь располагался зрительный зал клуба Московской типографии  № 3 «Искры революции».

Ныне это Театральный Дом «Старый Арбат», некоммерческое досуговое учреждение культуры, учрежденное театром «АпАРТе». Художественный руководитель Театрального Дома – заслуженный артист России Иван Сигорских. Естественно, в таких исторических стенах можно сеять только разумное, доброе, вечное…

Студия юных волшебников

при театральном доме "Старый Арбат"

— С тех пор как внучка стала ходить в театральную студию, ее невозможно узнать, — сказала бабушка семилетней Ани. — Она вообще-то с ленцой, а сюда бежит как на праздник и уходить после занятий не хочет.
Всё так. Счастливые лица детей, их стойкое желание заниматься — лучшее доказательство успешной работы Детской театральной студии, расположившейся в Театральном Доме "Старый Арбат". В театральной студии учатся две группы ребят — 5-9 лет и 10-16, каждая по своей программе. В спектаклях они радостно объединяются, вместе рисуют декорации и программки, придумывают костюмы, репетируют и играют. 

Что такое детская театральная студия? — рассказывает директор Театрального Дома, выпускница актерского факультета ЛГИТМиКа Елена Шамраева. 

—  Школа, где учат «на актера»? А нужно ли детей учить актерской профессии? Не знаю, не уверена. Слишком мало у них опыта, слишком подвижна психика и неустойчива личность. Понять себя, услышать свой голос – ощутить, что ты есть, «Я – есмь!», как говорил Станиславский – вот что может театральная студия. Мы не учим актерской профессии, мы пытаемся помочь ребенку понять себя, а значит и других. Развивать  внимание, сосредоточенность, фантазию, терпение и упорство в воплощении своих фантазий, смелость и трудолюбие. Развитие этих качеств, приобретение необходимых знаний и умений – это путь к свободе, и свободный человек сам найдет свою дорогу и сам выберет профессию. А пока мы активно, «действенно», как говорят в театре, знакомимся с миром природы и человека, с «жизнью человеческого духа». Знакомимся с театром. И играем. Как в «дочки-матери» и «казаки-разбойники». Играем в Театр. 
Здесь занимаются культурой и техникой речи, делают упражнения на дыхание (у детей короткое дыхание, и им нужны подготовительные упражнения), отрабатывают дикцию на примерах из мировой литературы и фольклора, развивают фонематический слух. Когда понимаешь значение слова — тогда и говоришь его легко и свободно, а индивидуально подобранные упражнения помогают справляться с недостатками речи, создают  ощущение внутреннего комфорта, снимают страхи и комплексы. 
В студии преподают историю театра, сценическую речь, движение и пластику, рисование, музыку и танец, знакомят с драматургией. Студийцы вместе ходят в музеи и на выставки. 
На премьере прошедшего сезона – спектакле «Дюймовочка», который дети играли для детей, школьники четырех арбатских школ сидели, затаив дыхание, а их родители не могли сдержать слез восторга – настолько проникновенно и искренне играли дети.
 
 
 

Молодые и талантливые рядом!

И ЕЩЕ ОДНА ОСОБЕННОСТЬ ЭТОГО КОЛЛЕКТИВА 
в  отношении  к молодым коллегам. 

Вместо того, чтобы задавать риторические вопросы, куда девать актеров-выпускников театральных вузов, в «АпАРТе» с ними работают. Здесь открыли «Лабораторию актерского мастерства». В ней одаренных выпускников театральных вузов пестуют,  муштруют, воспитывают. Что называется, лепят из них настоящих профи. И это не пустые слова, вот лишь одна из рецензий на спектакль: 

"Первый показ прошел 7 октября (2012г.) – спектакль «С любимыми не расставайтесь» по старенькой, но всегда актуальной пьесе А. Володина в исполнении выпускников ВТУ им. Щепкина 2012 года (курс Бориса Клюева). Как хотите, но про первую любовь, первый брак и первые разводы убедительнее всего, на мой взгляд, скажут молодые. Они старались и любили – вполне искренне. А зрительный зал частью переживал за сокурсников, а частью пытался разглядеть будущих звезд. Можно только порадоваться за молодёжь, у которой появилась  такая площадка". 
(автор Людмила Дружинина)

Что происходит в Театральном  Доме "Старый Арбат"

В настоящее время в Театральном Доме:

-идут спектакли театра «АпАРТе» (Шекспир, Пушкин, В.Соллогуб, современные комедии и спектакли-сказки для детей.

- работает детская и молодежная студия  под руководством Елены Шамраевой – занятия актерским мастерством, сценической речью, хореографией, рисованием, поставлено и сыграно более 10 спектаклей за три года, в их числе «Щелкунчик», «Пираты Карибского моря», «Снежная королева», «Питер Пен», «Дюймовочка» и др.

- театральная студия для студенческой молодежи под рук. Раисы Мигуновой

- знаменитая студия «Театр» лауреата Государственной премии России Алексея Левинского – для рабочей молодежи, существует 38 лет.

-воскресная православная школа Храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате.

- музыкальный салон «У белого рояля», который ведет народная артистка России, преподаватель факультета искусств МГУ Елена Николаевна Зименкова. Раз в месяц концерты  классической музыки для ветеранов.

- цикл вечеров для школьников – кинолекторий: демонстрация классики российского кино с комментариями киноведов.
 

*****************************************************
Отличная новость!

Поздравляем Ингу Оболдину - ведущую актрису Московского драматического театра "АпАРТе" с рождением дочери!

Желаем театру АпАРТе большой творческой удачи!


Художественный руководитель театра Андрей Любимов в роли Снаута в спектакле "Solaris. Дознание".